Фантастика и приключения

Sherlock (Шеролок) BBC


Шерлок Сериал зацепил сразу – оригинально, стильно, красиво и чертовски интересно. Правда через пару лет стало уже не так интересно, но, тем не менее считаю его очень даже достойным явлением культуры. Я написала по этому сериалу только один рассказ «След дьявола» Почему написала? Все просто. Захотелось. Там есть замечательное изображение Шерлока, которое принадлежит Зосе Ляховецкой , моей доброй подруге из города Екатеринбурга. Обожаю ее рисунки! Еще я сделала два шуточных клипа. Так кто они теперь, всем известные Шерлок Холмс и доктор Ватсон? Джон Ватсон: Я – никто? Так о себе говорит Джон Ватсон, уточняя – со мной ничего не происходит. Должны ли мы ему верить? Что это за человек? «Теперь я не тот Джон Ватсон», – снова говорит он. Кем он был? Мы видим человека в сложный момент его жизни, после войны, не оправившегося от ранения; он хирург – и тремор руки ставит крест на его профессиональной деятельности; одинокого, без денег, дома, работы, никому не нужного, даже себе. Зачем у него в ящике стола пистолет? Почему он не может ничего написать в сети, поделиться проблемами с психотерапевтом, завести новых друзей? Но не все так плохо. Он пытается как-то наладить жизнь, и очень быстро оживает. Мы видим человека добродушного, ибо только человек с таким характером способен выносить Шерлока долгое время, умеющего не обижаться по любому поводу, хотя это далеко не мямля и не тряпка – он возмущается и высказывает претензии тогда, когда ситуация его реально задевает. Причем делает это эмоционально – с криками на всю улицу. Он идеалист. Только такой тип людей будет возмущаться несовершенством мира (читай спорить со сканером и банкоматом), это законопослушный гражданин – он не нырнет под полицейскую ленту, и не начнет осмотр тела, пока не получит разрешение у «официального» лица. И наденет галстук, посещая офис Майкрофта Холмса, недоумевая, почему Шерлок не бежит сломя голову расследовать важное государственное дело. Он прям, не стесняется спросить то, что ему не понятно: «Для меня не очевидно». Он скажет «Поразительно» или «Блестяще!» если то, что он видит таковым и является. Будет уточнять, откуда у Шерлока полицейское удостоверение, и назовет своего знакомого идиотом, за то, что тот рискнул своей жизнью просто так. Вежливый и тактичный человек, он чувствует себя неловко, ругнувшись в сердцах при миссис Хадсон, или наблюдая за Шерлоком, демонстративно игнорирующим правила вежливости; причем настолько неловко, что сам попытается сгладить ситуацию. Увлекательно наблюдать эволюцию персонажа. Если вначале его роль в глазах Шерлока была на уровне: «говорящий череп», то далее Джон на деле доказал, что кое-чего стоит. Кто нашел вперед Шерлока магазинчик «Кот удачи» или сфотографировал вовремя стену граффити? Забавна сцена с кроссовками. Шерлок, видимо уже оценив некоторые способности Джона, предлагает тому осмотреть кроссовки, с тем, чтобы повторить то, что делает Шерлок. Джон сначала отказывается, понимая, что тягаться с Шерлоком невозможно, и не желает, что бы над ним потешались, но после прямой и настойчивой просьбы пытается подражать ему. Ценный вывод получился только один – о возрасте жертвы, но он есть! Шерлок учит друга азам своего искусства. И учит не напрасно. И вот уже Джон сам догадывается о том, что тело Вести упало с крыши вагона – и хотя в глазах Шерлока это не бог весть какое достижение, но мы-то, обычные люди, видим, что доктор далеко не дурак. Я уж не вспоминаю про то, что доктор в каждой серии успевает раза по два спасти жизнь своему другу. Еще один интересный момент я обнаружила. Джон в офисе Майкрофта уверенно заявляет, что «Шерлок полностью сосредоточен на деле», - но при этом, выдавая вслух такую замечательную ложь, он качает отрицательно головой. Не надо быть доктором Лайтманом, чтобы понять язык тела человека, не желающего врать. Джон интересуется противоположным полом: Антея, Сара – такое ощущение, что каждую встреченную женщину он рассматривает на предмет – а не выйдет ли здесь что-нибудь интересного. Его напрягают намеки и предположения миссис Хадсон, ресторатора Анджело, прочих знакомых Шерлока на то, что он может быть «дружком» своего соседа. Долго пыталась понять, как врач может не дрогнувшей рукой послать пулю в человека; странно и то, что никаких признаков душевного дискомфорта по этому поводу Джон не испытывает. Даже Шерлок, до этого демонстрировавший некоторую неадекватность поведения, спрашивает «Ты в порядке? Ты же только что человека убил». Что это? Думаю, в его системе координат, сформировавшейся (или подкорректированной) под влиянием войны – вот так пристрелить подозреваемого – это нормально. Он враг, угрожающий его другу. И подлежит ликвидации. Какие проблемы? Кстати говоря, следует отметить, что Джон не убил, а ранил отравителя. По чьей милости тот отдал дьяволу свою душу еще разобраться надо. Не устрой Шерлок сцену «Имя, сестра, имя!», глядишь додюжил бы до операционной или даже суда. О чем все это говорит? Джон Ватсон – зрелая, сильная, сформированная личность, имеющая четкие ориентиры в жизни – маркеры добра и зла. Он готов к общению, но до определенных пределов. Он поддерживает разговор с Майкрофтом о Шерлоке, но лишь до того момента, пока старший брат не пытается вступить на его личную территорию – и ответ очевиден: «Мне кажется, это не ваше дело». Нельзя сказать, что Шерлок вертит им, как хочет – ничего подобного – Джон не будет ничего делать, пока не поймет, зачем это нужно и оценить стоит ли это делать. Он готов уступить по мелочи, отправить SMS, дать телефон, вынуть ручку из кармана, явиться куда звали – но если ситуация серьезная и неясная – он будет спрашивать: «Зачем я здесь?» Но, по мере того как растет уважение к Шерлоку и вера в его способности, – растет и индекс лояльности. И в конце Джон Ватсон готов отдать жизнь за друга. Это трогательно. И так несовременно. Шерлок: Дышать – скучно? Это характер более редкий. Но и таких эмоционалов, резких, даже грубых, властных, нетерпимых много в этом мире. А вот людей, обладающих подобной силой интеллекта – увы и ах можно пересчитать по пальцам. Причем одной руки. Что позволено Юпитеру - не позволено быку. И Шерлоку прощается масса вещей, которые обычным людям не сошли бы с рук. Эмоции, чувства захлестывают Шерлока, как скалу в шторм; причем он, в отличие от скалы – бурно их выражает и словами и движениями – он может скакать от радости, получив дело, прыгать по стульям, целовать, не ожидающую такой итальянской эмоциональности, почтенную английскую домовладелицу, разозлиться, когда полиция вламывается в дом, и буквально изнывать от скуки. Но во всех его эмоциональных вспышках - интеллект доминирует – он может взять себя в руки и будет холоден и рассудителен. Не могу назвать его ни интровертом, ни социопатом. Ничего подобного. Начнем с того, что закоренелый интроверт в жизни бы не стал жить с кем-то в одной квартире. Щас, разбежались. Это максимально дискомфортная ситуация для людей замкнутых на себе – делить с кем-то личное пространство. А Шерлок спокойно валяется на диване в общей гостиной и его не напрягает то, что кто-то тут ходит мимо и занимается своими делами. Шерлок хочет общаться с людьми – очень характерный момент, когда Джон говорит о том, что нашел его сайт и Шерлок в ответ спрашивает: «Что думаешь?» - у него открытое выражение лица, он готов обсуждать себя и свою работу с новым человеком. Когда Джон высказывает сомнение - Шерлок реагирует: ну вот я так и знал – все как всегда. Но порыв то был! У него масса знакомых, он великолепно чувствует себя в любой обстановке – и на помойке, и в роскошном банке, и среди бомжей и в полицейском управлении. Это признак человека абсолютно уверенного в себе, в своей правоте, в своих суждениях. Мнение людей о нем его особо не интересует. «Кого волнуют приличия?» – говорит он прямо. А косвенно… Если проанализировать его отношение к тому, что его и Джона периодически принимают за «пару» - то если Джон возмущается и дает понять, что это не так – Шерлоку данная тема безразлична настолько, что он даже не считает нужным на нее реагировать. «Все что люди умеют – это сплетни» – говорит он. Он достаточно тактичен и подождет без раздражения, пока Джон сможет подняться по лестнице, он будет шептать успокаивающие слова и гладить по плечу перепуганную женщину, он готов прибраться в квартире, но вот, пожалуй, что он явно не выносит – так это людскую тупость, Увы – это его крест, как крест любого гения жить в окружении людей, с кем и поговорить-то почти не о чем. Желание общаться есть – возможностей нет. Окружающие либо ненавидят его за ум и независимость, либо смотрят в рот – что тоже утомляет. Найти человека пусть и не такого выдающегося интеллекта, но способного по-доброму, в чем-то на равных относиться к нему – это большая удача. Так что его «социопатия» явление скорее приобретенное, чем врожденное - не желание общаться с теми, кто его не понимает, не ценит, не принимает, с теми, с кем ему скучно. А таких в его окружении – абсолютное большинство. А возможно просто удобная маска. Я – социопат. Что же вы от меня хотите? Это печально. В любом случае он очень хорошо социализирован. Почти всегда прекрасно понимает людей, их поступки, эмоции, мотивы поведения. С легкостью подстраивается под собеседника. Не думаю, что у него есть проблемы и с собственным мироощущением. Шерлок отлично знает, когда переходит границы: «Я бы пропал без моего блоггера» - разве это не попытка подольстится или извинение за давешние резкие слова? Он любит похвалу, а кто нет? У него высокая самооценка, не завышенная, скорее адекватная. Он говорит, что не страдает скромностью, но вот чего ему не хватает – так это признания его заслуг. Не хватает настолько, что он готов рискнуть жизнью, чтобы доказать, что его невозможно провести. Да, сцена с отравителем очень любопытна. С одной стороны Шерлока развели как мальчишку «на слабо», с другой… ведь играют люди в русскую рулетку. Долго думала, как истолковать сцену с ногой на груди умирающего человека. Неосознанная жестокость ребенка? Маловероятно. Захлестнувшие с головой чувства? Более похоже на правду. И какой процент из них занимает злость на себя? Он отрицает, что чуть было не поддался на провокацию, и не принял эту таблетку. «Тянул время». Ну-ну, расскажи это кому-нибудь другому, Шерлок! Нельзя сказать, что ему не хватает именно экстрима, адреналина – но вот признания… Причем его жажда похвалы и одобрения настолько откровенно звучит, что даже неловко слушать. Он озвучивает этот факт напрямую: «Признание, слава – слабость гениев, Джон. Им нужна публика». И Джон мгновенно получает неограниченный кредит доверия, когда восхищается его рассуждениями. Причем искренне восхищается. Правду ото лжи в данном вопросе Шерлок бы отличил. И он ценит это восхищение, без сомнения, хотя будет отрицать этот факт. «Я разочаровал тебя? Я не герой…» Но он нервничает, даже паникует, когда в заложниках оказывается ребенок, он помогает брату найти флешку, хотя не отказывает себе в удовольствии поломаться при этом. Он такой, каков он есть и хочет, чтобы его принимали именно таким. Как и все мы. Шерлок тщеславен, и еще как - не любит признаваться в собственных ошибках и неудачах. «Я в порядке» – говорит он сиплым голосом, скрывая, что его только что чуть не придушили. Хотя пять минут назад отчаянно звал Джона на помощь. Он обижается на фразу «потрясающее невежество», не к месту употребленную Джоном в своем блоге. Люди забавляют его, он с интересом следит за реакцией секретарши, узнавшей, что та носила на голове целое состояние. И радуется успехам Джона в сыскном деле, я бы даже сказала, чуток гордится им, хотя тут скорее снисходительная гордость родителя пятилетним чадушкой, нарисовавшем первый раз нечто, отдаленно напоминающее домик. Шерлок, выстраивая отношения с соседом, сразу выясняет границы допустимого. Будешь ты помогать мне, будешь исполнять то, что я прошу? А то, что требую? Не обидишься? Можно тебе сказать это или то? Шерлок великий манипулятор – он прекрасно разбирается в психологии и превосходно считывает эмоции людей – он будет улыбаться там, где нужно, когда нужно, и кому нужно, он знает что и кому сказать, чтобы получить желаемый результат. Джоном поначалу он манипулирует словно по привычке. «Я сказал опасно – и вот ты здесь», но потом начинает проверять, не перешел ли он черту, и будет спокойно выслушивать уже его несправедливые упреки, спрашивать: «Куда ты?» и смотреть вслед в окно, понимая, что обидел друга. Но все же общение, отношения, или даже признание – никогда не дадут ему того максимального кайфа, который он извлекает из работы. Одна из самых замечательных сцен в сериале – это лицо абсолютно счастливого Шерлока. И это ощущение счастья ему дает его исследование – в данном случае крови жертвы машин «Януса». Посмотрите на эти кадры. Это можно умереть от зависти, ей богу. Он улыбается как кот, заполучивший в свое полное распоряжение крынку со сметанкой. Полная сосредоточенность на деле, предвкушение, спокойствие, радость. Что может быть лучше, чем разгадывать загадку? Шерлок за три серии тоже немного меняется. Немного – поскольку ситуация для него не настолько нова, как для Джона – окунувшегося с головой в мир криминальных страстей. Но некоторые изменения есть и здесь. Он начинает сверять свое поведение с реакцией Джона. «Что-то не то сказал?» - говорит он, обращаясь именно к Джону, заметив реакцию людей на его слова о мертвом ребенке. «Разве так было не гуманнее?» - снова спрашивает он у него, озадаченный реакцией Молли. Но он тут же забывает все эти психологические нюансы, до того момента как они ему не понадобятся… Двое? Дуэт получился идеальный. Причем здесь мы видим не пару Дон Кихот и Санчо Панса, Хаус и Уилсон и т.д. – а нечто иное. Салли Донован говорит: «противоположности притягиваются». Она не поняла, что здесь нет противоположностей. Что значит, противоположности? Один грубый, другой вежливый? Один умный, другой так себе? Один высокий, другой маловат? Общих черт у Шерлока и Джона намного больше. Как сказал поэт: Если шел он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого – Положись на него. Ключевое слово – на вершине стоял хмельной. Это – признак того что люди думают, чувствуют одинаково. И тогда совершенно неважно, кто любит порядок, а кто бардак, кто веселый, кто грустный. Вспомним сцену после погони в коридоре дома на Бейкер-стрит. Разве там не было этого хмеля – одинаково снесшим им головы? Это два человека настроенные на одну и ту же волну. Вкус адреналина, отброшенная за ненадобностью трость, пистолет в руке, погоня, смертельный риск. Пожалуй, проявляется нечто похожее на различие во взглядах, разное отношение к жизни, когда Джон упрекает Шерлока в том, что тот рискует жизнью старушки, не пытаясь немедленно решить задачу: «Тебе все равно?» Но, я думаю, Шерлоку было далеко не все равно. Выражение эмоций, чувств, мыслей у людей может быть разным – но важным является то, какие именно чувства они испытывают. Шерлок, очевидно, слишком много раз и слишком больно получал по голове за свои эмоции – пока не научился как следует маскировать то, что действительно важно. И если рассматривать парочку приятелей под таким углом, то выстрел Джона в отравителя и «разборка» (которую следовало бы назвать «пыткой») с ним же Шерлока выглядят событиями одного порядка. Две родственные души нашли друг друга. Еще одна общая черта – концентрация на работе. Что один, что второй без нее не существуют и себя не мыслят. Для Шерлока это строго определенная мыслительная деятельность, а для Джона (до ранения) таковым занятием была медицина. Финальная сцена в бассейне роскошна по своему эмоциональному потенциалу. О чем успел подумать Шерлок, глядя на Джона? На пару секунд он допускает мысль о том, что его друг и является искомым негодяем – ужаснулся и не поверил себе. Я читаю в его глазах облегчение, когда настоящий злодей открыл свое лицо. Шерлок в шоке от поступка Джона, он даже не может связно говорить, это он то! - не может подобрать слов. Но последний обмен взглядами – это опять знак того, что они думают и чувствуют одинаково – и готовы поставить на кон обе жизни, чтобы остановить Джима Мориарти. Это сильно.

Читать фанфик «След дьявола» или Скачать фанфик


© Контент, дизайн и верстка, Елена Радзюкевич, 2017

Контент сайта не может использоваться без предварительного согласия правообладателя
Все вопросы по содержанию и использованию контента сайта: silverwind3000@yandex.ru